Книга памяти. Том 10

Книга памяти. Том 10

Десятый том посвящен событиям после окончания Великой Отечественной войны и содержит имена погибших в Китае, Корее, Венгрии, во Вьетнаме, на Кубе, в Египте, Йемене, Мозамбике, Чехословакии, в районах острова Даманский и озера Жаланашколь, в Сирии, Бангладеш, Анголе, Эфиопии.

Книга памяти. Том 10. Содержание


Спасательная экспедиция советских военных моряков в Бангладеш (1972-1974)

Спасательная экспедиция советских военных моряков в Бангладеш (1972-1974 гг.)
Народная Республика Бангладеш была провозглашена в апреле 1971 г. в результате победы национально-освободительного движения в борьбе против правящих кругов Западного Пакистана, осуществляв­ших политическую, экономическую и национальную дискриминацию вос-точнобенгальского народа.
Предоставляя независимость после Второй мировой войны своей бывшей колонии — Индии, Великобритания добилась расчленения этой страны на два государства по религиозному принципу, что привело к незатухающему конфликту, который продолжается вот уже более полу­века и периодически принимает вооруженные формы.
Объединив в рамках одного государства — Пакистана — два раз­личных района бывшей Индии, резко отличающихся по экономике и социальному составу, Лондон способствовал сохранению неравенства между его западной и восточной частями.
В Восточном Пакистане (Бенгалии) проживает большая часть насе­ления, которое производит и большую часть валового национального продукта. Однако после объединения Бенгалия превратилась в коло­нию Западного Пакистана, где военная диктатура сконцентрировала в своих руках все рычаги власти.
При всей жестокости военного режима бенгальский народ тем не менее боролся против дискриминации и попрания национальных прав. На выборах в Национальное собрание в декабре 1970 г. представляв­шая народ Бенгалии Национальная лига («Аврами лиг») получила 97 процентов голосов населения Восточного Пакистана и 26 марта 1971 г. провозгласила его независимость, назвав страну Республикой Бангла­деш. Так ответил народ на массовые репрессии пакистанских властей.
Бангладеш, население которой составляет около 100 млн. человек, а площадь— 141,2 тыс. кв. км, находится на северо-востоке Южноази­атского субконтинента и граничит с Индией и Бирмой.
С первых дней вооруженная борьба бенгальцев с западнопакистан-ской армией приняла широкий размах и ожесточенный характер. Моло­дая республика создала вооруженные силы («мукти бахини»), в которые входили как регулярные войска, так и партизанские отряды. Если в пер­вые месяцы 1971 г. (март-апрель) эти формирования еще не могли противостоять противнику и вынуждены были отступать, то к сентябрю-октябрю общая численность «мукти бахини» выросла до 100—150 тыс. человек, включая 30 тыс. регулярных войск. Были созданы военно-воз­душные и военно-морские силы, которые в августе-ноябре потопили до 25 судов противника.
Вооруженные конфликты, порожденные разделом прежней Индии, постоянно держали народы этих стран в напряжении. На осень 1971 г. пришлась очередная конфликтная ситуация, начались военные дейст­вия между Индией и Пакистаном.
Агрессия против Индии началась 3 декабря 1971 г. внезапным одно­временным ударом пакистанских ВВС по семи крупнейшим аэродро­мам, затем по западной границе Индии — от Джамму и Кашмира до Раджастана. Перешли в наступление и сухопутные войска Пакистана. Но если в предыдущих конфликтах оперативно-стратегические планы ин­дийских вооруженных сил в войне против Пакистана предусматривали сосредоточение основных усилий на западном фронте, то на этот раз в него внесли существенные изменения. Суть плана определялась провоз­глашенными премьер-министром Индии Индирой Ганди политическими целями войны — оказать поддержку вооруженным силам «мукти бахини», предотвратить дальнейшее уничтожение восточнобенгальского населе­ния. И это во многом определило успешное ведение боевых действий.
16 декабря 1971 г. пакистанский генерал Ниязи подписал акт о бе­зоговорочной капитуляции перед индийской армией и «мукти бахини». В ходе боев на территории Бенгалии пострадали многие населенные пункты, дороги, но особенно большие разрушения были в портах, кото­рые играли ключевую роль в экономике молодой республики. Добив­шись победы, новое государство лишилось возможности использовать порты для доставки грузов и продовольствия и оказалось перед угро­зой полного развала и без того слабой экономики и голода населения.
Как и во многих аналогичных случаях, помощь пришла с ожидаемой стороны — от Советского Союза, который сформировал и направил в Бангладеш по просьбе ее правительства спасательную экспедицию.
В период со 2 апреля 1972 по 24 июня 1974 г. советские специали­сты со своей техникой приняли участие в разминировании и расчистке морских ворот Бангладеш — порта Читтагонг (ныне — Чатагам).
Советская спасательная экспедиция, которой командовал контр­адмирал С. Зуенко, состояла в основном из судов и кораблей Военно-Морского Флота и отдельных судов Министерства морского флота. В нее входили специальные подразделения водолазов и такелажников. Первой прибыла в Читтагонг 2 апреля 1972 г. плавмастерская ПМ-40. Она прошла через узкий фарватер в Бенгальском заливе, проделанный в минном заграждении индийскими тральщиками, поднялась вверх по мутным водам реки Карнапхули, на берегу которой расположен порт, и под восторженные возгласы встречавших ошвартовалась у разрушен­ного причала.
Войдя в порт, советские моряки увидели безрадостную картину. Одинокие суда стояли на дальнем рейде и войти в порт опасались: на подходах к нему было выставлено минное заграждение. У большинства причалов из-под воды торчали мачты, трубы, надстройки затонувших и поврежденных судов, некоторые из них лежали на боку. Всего, по дан­ным администрации порта, было повреждено и затоплено более 40 су­дов, причем одно из них — на повороте реки, на самом судоходном и узком месте, из 18 причалов — 12 разрушены. Заход судов в порт огра­ничивался по водоизмещению и особенно по длине (не более 90 м). Замерли портовые краны, часть из них стояла на причалах, повсюду виднелись разрушенные складские помещения. Лишь отдельные суда рисковали заходить в порт.
Советским морякам предстояло возвратить Читтагонг к жизни. Ра­ботать пришлось в непривычных условиях тропического климата. Не­щадно палило солнце, а влажность воздуха достигала 100 процентов. Дули сильные ветры и лили муссонные дожди с градом, внезапно нале­тали циклоны, которые превращали день в ночь.
15 апреля на дно реки опустился первый водолаз — старшина 2-й статьи Николай Ламухин. Он осмотрелся вокруг и ничего не увидел: перед глазами — желто-коричневая вода, мутная из-за сильного тече­ния, несшего массу ила. При повторных спусках водолазы установили, что бывают моменты, когда вода стоит спокойно («стоп-вода»), это длится 35—45 минут. Подобное явление повторялось через каждые шесть ча­сов во время смены приливно-отливных течений. «Стоп-вода» позволя­ла водолазам работать от двух с половиной до трех часов в сутки. Суда, затонувшие на глубине 17—35 м, обследовались в полной темноте, все делалось на ощупь.
В апреле началась подготовка к выводу из порта трех большегруз­ных судов общим водоизмещением около 50 тыс. тонн. На них задела­ли пробоины, откачали воду, затем поставили на плав и в конце апреля за три дня поочередно вывели из порта в район последующей раздел­ки. Таким образом, к 27 апреля были освобождены три причала, дли­ной около 600 метров. Матросы, старшины и офицеры трудились, не считаясь со временем, работу начинали в 5 часов утра и заканчивали далеко за полночь.
С прибытием тральщиков экспедиция вплотную занялась тралени­ем. 2 мая подняли и расстреляли первую мину. Приходилось преодоле­вать огромные трудности при ликвидации минного заграждения. Низ­кие берега, отсутствие ориентиров для определения точного места кораблей при тралении, мутная вода, малые глубины, большая засо­ренность района затонувшими судами и шхунами, многочисленные дви­жущиеся по реке парусные суда — все это тормозило ход разминиро­вания. А главное, советские специалисты не имели ни карт, ни других документов о поставленном минном заграждении.
Тем не менее в июле 1972 г. порт Читтагонг уже начал функциони­ровать, его месячный грузооборот составлял более 500 тыс. т, что пре­вышало даже довоенный уровень.
Открытие «ворот жизни» — настоящий подвиг советских моряков. Не сбылись предсказания многих западных специалистов, что порт может начать нормальную работу в лучшем случае через 2—3 года, когда бу­дут подняты 6—7 судов и закончится траление. Советская экспедиция выполнила эту задачу за три с небольшим месяца. К концу июля 1972 г. фарватер был расширен до трех миль, уничтожено 50 процентов мин­ных заграждений, освобождены семь причалов после вывода девяти поврежденных и затонувших судов.
Капитан порта Камал в те годы говорил: «Спасательные работы ве­дутся в очень сложной обстановке, с которой столкнулись здесь, в Чит­тагонге, советские моряки. Мы — опытные моряки, и то нам в этих условиях бывает трудно. И все-таки я приятно удивлен, как дружно они работают, все — от адмирала до матроса. Я много плавал, многое ви­дел, но такого еще не приходилось. Советские моряки творят чудеса. По мнению многих специалистов, на восстановление порта требова­лись годы, но годы стали месяцами. Разве это не чудо? Если бы меня спросили, какая самая популярная страна в Читтагонге, я бы ответил — Советский Союз».
25 октября 1972 г. досрочно, на два месяца раньше запланирован­ного срока, советские моряки траление закончили, минную опасность на подходах к порту ликвидировали. На тралении отличились офицеры В. Коростылев, Г. Мурзаев, Р. Насыров, В. Антонов, В. Лебедев, Н. За­вадский и многие другие.
Первая годовщина экспедиции —15 апреля 1973 г. — отмечалась тор­жественно. К этому времени подняли 13 судов из 15, освободили 10 при­чалов. Порт работал уже с большой отдачей, обеспечивая молодую рес­публику всем необходимым для восстановления народного хозяйства, поддерживая жизнедеятельность многомиллионного народа Бангладеш.
В декабре 1973 г. советские специалисты подняли судно «Сурма», водоизмещением 14 тыс. тонн. На нем они заделали около 300 пробо­ин, откачали 25 тыс. тонн ила из внутренних помещений. Поднятием его экспедиция досрочно выполнила поставленную задачу по расчистке порта.
Однако экспедиция возвратилась на Родину не сразу. В то время в Читтагонге начались подготовительные работы по реконструкции пор­та. Многие страны предложили правительству Бангладеш свою помощь. Но эта важная и трудоемкая работа была доверена только советской экспедиции.
Работать теперь стало легче: был накоплен немалый опыт по ис­пользованию водолазов в реке Карнапхули, основной личный состав прошел акклиматизацию. В ноябре 1973 г. экспедиция пополнилась двумя 800-тонными кранами. С их помощью были подняты, поставлены на плав и после небольшого ремонта сданы в эксплуатацию две боль­шегрузные океанские баржи.
В 1974 г. со дна Карнапхули подняли еще шесть судов. Более 45 тыс. часов провели в стремительной, насыщенной илом воде водолазы В. Великанов, В. Медяный, Г. Парфенов, И. Пасечник, В. Сотников и другие.
Всего за 27 месяцев трудной и опасной работы спасатели подняли и отбуксировали в места разделки 26 поврежденных и затонувших судов общим водоизмещением 100 тыс. т, подняли со дна 1900 т железных предметов, протралили 1002 кв. мили акватории порта для ликвидации минных заграждений и освободили от мин подходы к Читтагонгу. Совет­ские моряки обучили аварийно-спасательному делу 44 бенгальца. После окончания работ экспедиция безвозмездно передала правительству рес­публики три водолазных судна, большое количество водолазной техники и аварийно-спасательного имущества. Народная Республика Бангладеш получила возможность нормально эксплуатировать порт, который играл ведущую роль в становлении экономики страны.
12 июня 1974 г., после погрузки имущества и оборудования на спе­циально выделенные суда, основной состав экспедиции на теплоходе «Хабаровск» отбыл во Владивосток. Провожали его с цветами и флага­ми тысячи людей. Спустя 12 дней уехали из Бангладеш и остальные члены экспедиции.
Не дождались на Родине старшего матроса Юрия Викторовича Редь-кина, погибшего на борту плавучей мастерской при исполнении слу­жебных обязанностей.
За самоотверженный труд в порту Читтагонг многие участники экс­педиции были награждены орденами и медалями СССР.
Правительство Бангладеш дало высокую оценку деятельности со­ветских моряков. Премьер-министр Маджибур Рахман на проводах зая­вил: «Я горячо благодарю всех членов советской экспедиции за проде­ланную работу. Не приди советские моряки на помощь, наша молодая республика оказалась бы в чрезвычайно трудном положении. Благода­рю всех советских моряков за огромную работу по восстановлению порта Читтагонг, которая велась несмотря на сложные климатические и быто­вые условия. Я уверен, что ваш труд послужит дальнейшему расшире­нию дружбы и сотрудничества между нашими странами».